Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области
8:00-17:00
Самара

Оценка профессиональных рисков

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Региональный исследовательский центр» приглашает Вас к сотрудничеству в области проведения оценки профессиональных рисков.
Оценка профессиональных рисков сейчас очень актуальная тема, так как она уже является обязательной процедурой для всех работодателей без исключения. Управление профессиональными рисками является важным элементом системы управления охраной труда.

В соответствии со статьями 212 и 209 Трудового Кодекса Российской Федерации и пунктами 29, 33-39 типового положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016г. № 438н (далее – Положение) каждый работодатель вне зависимости от формы собственности, размера предприятия и вида экономической деятельности должен провести процедуру оценки и управления профессиональными рисками. Поскольку работодатель обязан обеспечить создание и функционирование  системы управления охраной труда (СУОТ), а оценка рисков – один из основных элементов системы. За отсутствие оценки уровней профессиональных рисков предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ– предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 80 000 рублей.

Для чего же необходима оценка рисков и мероприятия по их снижению?

 Наверное, не многие задумываются, проводят оценку рисков, считая эту процедуру еще одним ходом Правительства и благополучно убирают материалы по оценке рисков на полку пылиться до прихода проверки. Но организуется вся эта процедура для того, чтобы снизить риски и исключить опасности, которые могут воздействовать на работников в процессе трудовой деятельности.

По информации Роструда с 2019 года по настоящее время, производственный травматизм в России снизился в 6,5 раз, а смертность на работе в 4 раза. Это очень хорошие результаты, хотя и за довольно большой промежуток времени: главное, не снижать обороты и двигаться к достижению «нулевого травматизма».

Если на предприятии внедрена оценка профессиональных рисков (ОПР), значит, руководство и специалисты по охране труда стремятся к общей цели – уменьшение травматизма в организации. И вы молодцы, что заботитесь о своих сотрудниках и как дополнительный пряник государственный кнут вас не настигнет! Потому что если у вас раньше не было времени уделить внимание такому важному делу, как управление профессиональными рисками, то сейчас самое время! Потому что дальше откладывать уже некуда! Потому при проверке Государственной инспекцией труда (далее ГИТ) выясняется, что не все руководители компаний провели оценку рисков и начинали ли они вообще внедрение процедур и мероприятий по их уменьшению.

Что такое «профессиональный риск работника»?

Для того чтобы сохранить жизни и здоровье сотрудников предприятия нужно выявить возможные профессиональные риски, их оценить и внедрить систему управления ими. Управление профессиональными рисками – это постоянные процедуры, проводя которые можно определить, оценить, уменьшить воздействие профессиональных рисков на работников, выполняющих свои трудовые обязанности. (см. Рис 1).

Основания для внедрения системы ОПР

Рис. 1.Основания для внедрения системы ОПР

Как это? Кратенько и доходчиво изобразим на иллюстрации ниже: посмотрели, выявили и приняли меры к устранению. Все четко и ясно.
(см Рис. 2).

 Алгоритм выявления рисков

Рис 2. Алгоритм выявления рисков

Что такое оценка профессионального риска в организации?

Как вы понимаете, последствия могут быть самыми печальными. Но если на меркантильном языке-то оценка профессиональных рисков поможет сократить незапланированные расходы компании на выплаты по больничным листам, на восстановление испорченного оборудования в результате аварии или приобретение нового и т.д. Сэкономить бюджет можно! Нужно просто исследовать условия труда и оценить вредные и опасные производственные факторы, которые нанесут непоправимый урон собственности компании.

А каков алгоритм проведения оценки профессиональных рисков?

По сути, алгоритм проведения оценки профессиональных рисков сейчас уже установлен Приказом Минтруда № 438 н (п.33):

  1. Выявление опасностей.
  2. Оценка уровней профессиональных рисков.
  3. Снижение уровней профессиональных рисков.

 

На что смотрят инспекторы ГИТ при проверках?

Инспектор при проверке компании использует следующую схему:

  1. Управление профессиональными рисками. 
  2. Наличие и соответствие процедуры идентификации опасностей.
  3. Наличие и соответствие процедуры оценки рисков.
  4. План мероприятий по управлению рисками.
  5. Оценка возможностей устранения риска.
  6. Принятые меры по исключению или снижению риска.

 

То есть это все - определенные процедуры, разделенные на этапы. Далее  при внеплановых проверках, при расследовании несчастных случаев, инспекторы ГИТ, естественно, проверяют наличие каждого из этапов, а также эффективность внедренной системы оценки профессиональных рисков.

Оценка профессиональных рисков длительный и трудоемкий процесс, а сама процедура проведения достаточно кропотливая.

Так сколько же всего документов по управлению профессиональными рисками необходимо разработать в компании?

В НПА нет четкого и конкретного списка документов по ОПР и определенных образцов для оформления. 

Но удобнее разбить всю информацию на несколько документов и потом каждого из работников ознакомить только с его картой оценки рисков, а не со всем отчетом, по аналогии с СОУТ. 

Уважаемые коллеги! Мы предлагаем: в короткие сроки, качественно и на высоком профессиональном уровне подготовить весь пакет документов по оценке профессиональных рисков «под ключ», который создаст полную и налаженную систему управления профессиональными рисками в Вашей компании!

Для этого Вам необходимо на электронный адрес: labsamara63@mail.ru прислать заявку на проведение оценки профессиональных рисков и мы с Вами обязательно свяжемся!